МЕНЮ

Реклама

Комментарии

Топ мастеров
Artis

Публикаций: 1278
Комментариев: 273
Тётушка Евдохья

Публикаций: 410
Комментариев: 0
Semen

Публикаций: 132
Комментариев: 18
darveter2012

Публикаций: 85
Комментариев: 0
VlaVasAf

Публикаций: 72
Комментариев: 0
Реклама

Статистика

Пользователей:
Новых: 1
За час: 0
За месяц: 74
Всего: 96836

Приветствуем новичка:
Olyaevgenevnakuzina





Последние темы форума:
21 мая 2024 21:39 от itaita
22 августа 2023 16:40 от Hoodwin
20 августа 2023 23:39 от Artis
18 августа 2023 23:13 от Hoodwin
18 августа 2023 23:12 от Hoodwin


Категория: Моделизм / Чертежи моделей кораблей

Автор: Artis от 28-02-2012, 12:55

Морской словарь судомоделиста. А - И

Словарь терминов устройства корабля





А

Абгалдырь - или обгалдырь – 1. Конец или цепочка с гаком, а также железный прут с рукояткой на одном конце и с крючком на другом, применяющиеся для работы с якорной цепью (растащить по палубе, достать из цепного ящика и т. д.). 2. Снасть, служащая для растягивания по рею верхней шкаторины ундер-лиселя.1) короткий конец или цепь с гаком, или железный прут с ручкой на одном конце и с крюком на другом для работы с якорьцепью; 2) снасть для растягивания по рею верхней шкаторины паруса.
Абня (стар.) — брашпиль.
Абордажные сетки- специальные сети, являвшиеся как бы продолжением фальшбортов парусных военных кораблей и служившие для того, чтобы затруднить противнику доступ на те части своей палубы, которые или неудобны, или не подготовлены для отражения абордажных партий противника.
Авианосец - боевой надводный корабль, основной ударной силой кторого являются палубные самолеты и вертолеты. Могут нести 100 и более самолетов.
Авизо- небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIII-XIX вв.
Адмиралтейский якорь- якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, - укрепленкым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году после испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.
Ажурная мачта — то же самое, что решетчатая мачта
Анапуть- несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.
Андреевский флаг- кормовой флаг кораблей российского флота с изображением на белом полотнище голубого диагонального креста святого Андрея Первозванного, покровителя христианства на Руси. Учрежден в 1699 году.
Анкер- якорь.
Анкерок- боченок от одного до трех ведер вместимостью, употребляемый на шлюпках для хранения запасов пресной воды, а также в качестве балласта при плавании под парусами в свежую погоду, а на кораблях для хранения уксуса, вина и пр.
Анкершток — 1. Шток якоря, см. Якорь адмиралтейский. Обшивкой по анкерштоку в деревянном судостроении называется способ обшивки досками, обделанными подобно якорным штокам. При этом способе толстая доска утоняется от середины к оконечностям и соединяется с двумя другими подобными досками так, чтобы концы смежных досок приходились как раз под серединой этой доски.
Анкершток-тали- тали на парусниках для подтягивания к борту штока якоря при его креплении по-походному.
Апсель- косой парус (продольный) между грот- и бизань- мачтами.
Аутригер- ГИГ, имеющий выносные уключины. А. на мелких судах называется также все то, что выдается за борт.
Ахтерлюк- отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля.
Ахтерпик- крайний кормовой отсек корабля.
Ахтерштаг- снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму.
Ахтерштевень- вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля судна. К ахтерштевню подвешивается руль.
Ахтканты- четырехгранная часть мачты под топом, к которой крепятся чиксы.

Б

Бак- надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть палубы (см. фордек).
Бакс- штука дерева, соединяющая киль с форштевнем.
Бакштаги- снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бакштов- трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления (взятия на бакштов) другого судна.
Балкер- судно для перевозки насыпных грузов.
Баллер- конструкция с осью вращения или вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем.
Балун- передний, дополнительный, полно-скроенный парус для слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения-гнуя, дрифтер, ричер.
Балясина-ступенька в виде точеного рейка.
Банка- 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для расспорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров.
Банкет- возвышение или площадка на палубе корабля для установки компасов, дальномеров, пеленгаторов; решетчатая площадка на ножках для укладки кранцев и бухт троса.
Банник- деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Бант- поглоса парусины, нашитая на парус с целью его подкрепления в местах пробивки риф-люверсов.
Барабан шпиля- вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Барбара- дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к палубе.
Барбарский корабль- однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямымд и 1 - с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.
Барк-судно с прямым вооружением на передних мачтах и с косым на задней мачте.
Баркалон- парусно-гребное судно длиной ок. 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.
Баркентина- судно с тремя и больше числом мачт, из которых фок-мачта имеет прямое вооружение, а все остальные - косые.
Бархоут- усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
Бегин-рей- название нижнего рея на бизань-мачте корабля с прямым парусным вооружением.
Бегучий такелаж- такелаж, обеспечивающий маневры с парусами и рангоутом. Для облегчения тяги пропущен через блоки.
Бейфут- 1.Кольцо из обшитого кожей троса или железа для крепления рея или гафеля к мачте или стеньге; 2. Простой ракс-бугельё, если гик (гафель) имеет усы.
Бензель- перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
Берда- приспособление в виде рамы для ткания матов.
Бермудский парус- прямоугольный, треугольный, косой косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет идти яхте в бейдевинд.
Беседка- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.
Бизань- нижний косой парус на бизань-мачте.
Бизань-мачта-кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кеэче).
Бикгед- переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимс- поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие балками для настила палубы.
Бирема - гребной военный корабль с двумя рядами весел.
Битенг-металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов.
Битенг-краспица- поперечный брус на битенге или паре битенгов.
Блинд- прямой парус, ставившийся на старинных парусниках под бушпритом.
Блинда-гафель- отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Блинда-фал- снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блок со свитнем- блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блоки- простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блокшив- корпус старого судна, используемый в порту у постоянного причала как плавучий склад или казарма.
Боканцы- небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов.
Боканцы- железные стойки особого устройства и формы, расположенные на судне и служащие для подъема и спуска шлюпок.
Бом- слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
Бомбардирсжий корабль- парусный 2-3- мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса. Впервые появились во Франции в 1681 г. Вооружались 2-18 орудиями крупного калибра и 8-12 орудиями малого калибра. Предназначались для борьбы с береговыми укреплениями. В русском флоте существовали до 1828 г.
Бом-брамсели- четвертые снизу паруса на судне с прямым вооружением.
Борг- снасть стоячего такелажа, на которой висит нижний рей.
Борт- боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня.
Бортовые огни- судовые навигационные огни обозначающие борт судна(правый - зеленый, левый - красный).
Бот- общее название небольших парусных или парусно-гребных кораблей.
Бот- всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6 - 8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.
Ботик- небольшой бот.
Боут- усиливающая, вертикальная, косая или секторная накладка на парусе из парусины или ленты в местах особых нагрузок, перетирания, пробивки (вшивания) люверсов, кренгельсов, гатов.
Брам- слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакштаги- снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы- маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Брамсель- прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-бом-брамсель, на грот-мачте - грот-бом-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-бом-брамсель.
Брам-стеньга- рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
Брам-фал- снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
Брандер- судно, загруженное горючими и взрывчатыми материалами и предназначенное для сожжения деревянных кораблей противника.
Брас- снасть бегучего такелажа, закрепленная на ноке спинакер-гика или рея и служащая для их разворота в горизонтальной плоскости и удержания под нужным углом.
Брашпиль- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке.
Брейд-вымпел- широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Брештук- связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем.
Бриг- военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами.
Бригантина- 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв. с прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах.
Бридель- якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав.пирсу, бону и т.д.).
Брифок- четырёхугольный парус со свободной нижней шкаториной, поднимаемый на передней мачте на брифок-рее. В отличии от фока, брифок не привязывают к рею.
Броненосец- корабль второй половины XIX - начала XX века с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой. Броненосцы береговой обороны (водоизмещение до 8000 т) предназначались для боевых действий в прибрежных районах. Эскадренный броненосец (водоизмещение 10000-17000 тонн)предназначался для морского боя в составе эскадры как главная ударная сила Флота.
Бросательный конец- линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.
Брюк — мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате.
Бугель- железный обруч, надеваемый на рангоут для его укрепления или соединения составных частей.
Бугель с обухами- стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей {мачты, рея).
Буер- 1.Небольшое (до 20 м.), плоскодонное, одномачтовое голландское судно прибрежного плавания со шпринтовым или гафельным вооружением и шверцами.м и шверцами. 2.Парусная яхта на коньках для скольжения по льду, снежному насту.
Буксир- 1. Трос, при помощи которого буксируют суда, 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Буксировка- тяга одного судна (буксируемого) другим судном (буксиром) с помошью буксирного троса (буксира), или методом толкания, или лагом (буксировка судна ошвартованного бортом к буксиру).
Булинь- 1. Тонкий трос (линь) внутри задней шкаторины косого паруса, служащий для регулировки профиля паруса. 2.Снасть для выноса вперед наветренной, боковой шка-торины прямого паруса.
Бухта троса- 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра.
Бушприт- горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа яхты и служащее для выноса штагов и галсовых углов кливеров (наклонная мачта на носу судна).

В


Валек- утолщенная часть весла, оно делится на ручку, валек, веретено и лопасть.
Валкость- недостаточная остойчивость, склонность судна от малейших причин наклоняться набок; валкость считается плохим и даже опасным свойством судна.
Вантина- ванты у шлюпок, швертботов и яхт.
Вант-путенсы- железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ванты-снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса.
Ватер-бакштаги- снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты.
Ватер-бакштаги- снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
Ватервейс- 1.Толстые, деревянные брусьья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов.
Ватер-вулинг- крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватерлиния- 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом судна, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
Ватер-штаги- стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.
Вельбот- узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.
Вельпсы- рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса.
Веретено якоря- продольный стержень якоря.
Верп- вспомогательный, завозной якорь на судне.
Вертлюг- 1. Круговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм (см. талреп).
Весло- движитель гребного судна. Включает лопасть, веретено и рукоятку. Бывают вальковые, парные и распашные.
Взятие рифов- уменьшение площади паруса для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гике, а для прямых парусов - путем увязывания верхней части паруса к рею.
Винград – выступающая часть задней части пушки, к которой привязывался мощный трос, связывающий ствол с рым-болтами по обеим сторонам пушечного порта и служащий для удержания корабельного орудия при откате.  
Виндзейль- поворотная, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе.
Водоизмещение- объем воды, вытесняемый судном. Вес этого объема равен весу корабля.
Водорез- передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.
Вооружение парусника- совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами. Различается два основных вида парусного вооружения: косое- с парусами параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса и прямое - с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна.
Ворон- приспособление на галерах для абордажного боя, перекидной помост на шарнирах, опускаемый на палубу корабля противника при сближении.
Воронье гнездо- наблюдательный пункт на фок-мачте в виде бочки для увеличения дальности наблюдения.
Вулинг- шлаги троса, положенные тесно, рядом друг с другом на однодревковой мачте для ее укрепления.
Выбленка- 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел.
Вымбовка- рычаг для вращения шпиля вручную.
Вымпел- длинный узкий флаг, поднимается при нахождении корабля в кампании.
Выстрел- рангоутное дерево, упирающееся в другое рангоутное дерево, борт или корпусную конструкцию для отвода снастей или такелажа.
Вьюшка- барабан с дисками в виде катушки для хранения на них тросов.

Г

Гак- крюк, служащий для подъёма или закрепления груза.
Гакаборт- 1)верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя. 2)верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Галеас- парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран. Галера - деревянный гребной военный корабль с 1 рядом весел и 2-3 мачтами. Впервые появились в УП в. в Венеции. В России появились при Петре I. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, до 50 весел на борт (длина весла до 15 м, 5-7 гребцов на весло). В бою передвигались только на веслах со скоростью до 7 уз. ( 13 км/ч).
Галиот- парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 тонн.
Галс-боканец- на парусных судах короткий горизонтальный брус, выступающий с обоих бортов в носу судна, с блоками для тяги галсов наветренного угла нижнего прямого паруса.
Гальюн - 1. Туалет на судне. 2. Площадка над водорезом, служившая гальюном на старинных парусных судах.
Гальюнная фигура- носовое украшение (скульптура) на парусниках.
Гардель- снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Гат- отверстие в парусе, рангоутном дереве или корпусной конструкции для проводки снастей, размещения шкивов и т.д.
Гафель- наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косых четырехугольных парусов, а также для крепления шкотовых углов топселей. Паруса, поднимаемые на гафеле, называют гафельными, а оснастку судна с такими парусами - гафельным вооружением.
Гельмпорт- вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается водонепроницаемо гельмпортовая труба, в которой и завешивается баллер руля.
Гемам - парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.
Генуя- большой, широкий стаксель со шкотовым углом, заходящим за мачту яхты.
Гиг- беспалубная корабельная шлюпка с наборной обшивкой (кромка на кромку), с прямыми бортами, прямым форштевнем и планширем.
Гик- горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого паруса и носит его название ( грота-гик, бизань-гик и т.д.). Оснащается: гика-шкотом, топенантом, оттяжкой гика, завал-талями. Для растягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкот, бизань-шкот и т.д.), а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом. Гик для передних парусов (стаксель-гик, кливер-гик) опирается через вертлюг на фитинг у своего штага.
Гика-топенант- снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Гика-шкот- снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Гини- тали, имеющие 6 шкивов и более в обоих блоках.
Гитовы- снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и мачте при его уборке.
Гичка- легкая длинная быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой.
Глаголь-гак- откидной гак, удерживаемый в рабочем положении особым звеном цепи.
Голик- плетеная топовая фигура на вехе.
Гордень- 1. подъемное приспособление состоящее из закрепленного одношкивного блока и пропущенного через него троса (шкентеля). 2. Снасть бегучего такелажа для подтягивания шкаторины прямого паруса к рею. Гордень, подтягивающий парус за середину шкаторины, называется бык-гордень.
Греп- нижняя часть водореза.
Грот- косой парус, поднимаемый на грот-мачтекорму) судна с косым вооружением, или прямой, самый нижний парус на грот-мачте судна с прямым вооружением.
Грота-шкот- снасть, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
Грот-люк- средний люк на палубе судна.
Грот-мачта- вторая от носа и последующие, кроме кормовой, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или вторая, при равной высоте, на двухмачтовом судне.
Грот-трюм-средний судовой трюм.
Грунтов- отрезок троса, крепящий по-походному шлюпку на шлюп-балках .
Гукор- парусное судно грузоподъемностью 60-200 т с 2-3 мачтами. Использовалось как транспортное судно. Иногда вооружалось несколькими орудиями.
Гюйс- особый флаг, который поднимается при стоянке на якоре на носу военного корабля 1-го и 2-го ранга.
Гюйсшток- стойка, на которой поднимается гюйс.

Д

Двойное дно- или внутреннее - имеется на всех военных кораблях и на больших судах торгового флота; служит для предохранения днища от последствий пробоин, увеличивает надежность корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и делится продольными и поперечными перегородками на отсеки, которые бывают порожними или используются для хранения воды, нефти и пр.
Дедвейт- полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
Дейдвуд- подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом, цистернами и т.д.
Дек- палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный). Деком называлось и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась "квартер-дек", следующая называлась "опер-дек", ещё ниже - "мидель-дек", затем "гон-дек", ещё ниже - "орлоп-дек", или "кубрик", и "трюм".
Дельные вещи- общее название некоторых съемных элементов оборудования на судне (иллюминаторы, двери, трапы, леерные стойки, скобы, блоки и т.д.).
Дирик-фал- снасть бегучего такелажа для подъёма и удержания гафеля под углом.
Днище- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ДП- диаметральная плоскость судна, корабля.
Драйреп- цепь или проволочный трос, прикрепленный к рею и проходящий через блок для его подъема. Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами. Например, марса-драйреп и марса-фал вместе составляют приспособление для подъема марса-реи.
Дредноут- общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавших линкорам водоизмещением 17800 т, пришедших на смену эскадренным броненосцам. Дано по наименованию самого мощного английского броненосца, построенного в 1905-06 годах.
Дрек- шлюпочный якорь.
Дректов- якорный канат шлюпочного якоря.
Дрифтер- парусно-моторное или моторное рыболовное судно длиной 24-50 метров, грузоподъемностью 60-70 тонн. Оборудовано дрифтерными сетями высотой около 15 метров и длиной до 4500 метров, свободно плавающими в море после их постановки.
Дубель-шлюпка- гребное судно 2-й половины XVIII в., имело палубу, до 20 пар весел, съемную мачту с прямыми парусами, 7-15 пушек, 2-3 из них крупного калибра.
Дуплинь- конец троса, проведенный в рым, обух и обратно так, чтобы оба конца находились в распоряжении работающих (опустив один конец, можно за другой вытянуть весь трос).
Дюйм- единица длины, равная 2,54 сантиметра.


Е

Единорог- гладкоствольное артиллерийское орудие 18 века, изобретенное в России и имевшее на стволе изображение мифологического животного – единорога. Обладало сравнительно высокой точностью и большой дальностью стрельбы.
Ела- (йола), норвежское промысловое беспалубное судно, построенное по образцу судов викингов. Имеет высоко поднятые штевни и острые обводы носа и кормы.
Ерш- стальной гвоздь квадратного сечения с зазубринами на углах. Применялся в судостроении.

Ж

Жвака-галс- специальное устройство или узел крепления коренного конца якорного каната (цепи) на судне.

З

Завал-тали- снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.
Забортный трап- трап для входа с плавсредств на корабль, стоящий на якоре. Правый трап является парадным, левый – рабочим. В походном положении трап завален.
Задвижной штык- морской узел.
Задрайка- деталь крышки люка, двери, иллюминатора для прижатия крышки к комингсу. В качестве задраек применяются барашки, клиновые затворы.
Зацвелый парус- парус, на котором образовались черные пятна цвели или гнили от воздействия на него атмосферных осадков и солнечных лучей в то время, когда он закреплен или взят на гитовы.

И

Изнанка паруса- сторона прямого паруса или лиселя, обращенная к носу корабля.
Иллюминатор- застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе судна, корабля.
Иол- тип вооружения двухмачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого устройства. - небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII - начала XIX века имелись военные иолы, вооруженные 1-7 орудиями.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.



Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.